Артур Караичев, исполнительный директор компании "ВсеЗаймыОнлайн", делится своим опытом в борьбе с телефонными мошенниками.
Как распознать преступника, совершающего мошенничество с банковскими переводами?
Многие мошенники выдают себя за охранников банка или сотрудников полиции. Они сообщают о взломе или блокировке банковских карт, подозрительной активности в интернет-банкинге, невыплаченных кредитах и угрозах штрафов за ложные заявления. На практике сотрудники службы безопасности банка не звонят клиентам, а сообщают о подозрительной активности другими способами.
Как вести себя во время разговора с незнакомым человеком?
Если вам звонит незнакомец, обратите внимание на то, что и как он хочет вам сказать. Мошенники будут пытаться оказать давление на жертву, торопя, запутывая или угрожая возможными последствиями. В таких ситуациях важно сохранять спокойствие. Если кто-то угрожает потерять все деньги на вашем счету, не спешите выполнять его требования.
В некоторых случаях вам может быть задан ряд вопросов, на которые вы можете ответить только "да". Если вам задают такие вопросы, постарайтесь дать другой ответ, задайте вопрос еще раз или переведите тему.
Если вам позвонят из банка, задайте четкие вопросы о состоянии вашего счета и последних операциях с кредитными картами. В большинстве случаев преступник не сможет ответить ни на какие вопросы. Если вам предлагают какой-либо вид оплаты, убедитесь, что вы четко знаете, на чем основано это предложение.
Какую информацию я не должен сообщать своему собеседнику по телефону?
Мошенники пытаются получить конфиденциальные данные карты (трехзначный код CVC/CVV на обороте, код подтверждения SMS, имя и пароль для входа в интернет-банк). Фактические банкиры не запрашивают такую информацию и используют другие технические средства для обеспечения безопасности. Для осуществления платежа необходим только номер карты, никакой другой информации не требуется.
Как подать жалобу на телефонное мошенничество?
Если вы стали жертвой мошенничества, как можно скорее обратитесь в полицию, даже если вы не отправляли никаких денег или данных кредитной карты. В своем заявлении вы должны подробно описать обстоятельства инцидента (время звонка, номер телефона, имя и "должность" звонившего, характер и результат разговора и, если вы отправили деньги, сумму перевода). Следует упомянуть статью 159 УК РФ (если звонивший смог получить от вас деньги) и статью 30, пункт 3 УК РФ (если звонивший не смог получить от вас деньги). Если есть запись разговора (ее можно сделать с помощью специального приложения), ее следует приложить к жалобе.
Ваша жалоба будет рассмотрена в течение 10-30 дней. В результате будет принято решение о необходимости возбуждения уголовного дела. Если вам отказали, вы можете подать апелляцию в прокуратуру. Вам понадобится копия бланка заявления и резолюция об отказе.
Популярные вопросы и ответы
Как я могу быть привлечен к ответственности за телефонное мошенничество?
Телефонное мошенничество подпадает под статью 159 Уголовного кодекса Российской Федерации⁴. В зависимости от тяжести и обстоятельств правонарушения наказанием является штраф в размере до 500 000 рублей, принудительные работы, исправительные работы или лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом или без такового.
Насколько вероятно, что я получу компенсацию от мошенника?
Телефонных мошенников трудно привлечь к ответственности. Опытные преступники оставляют аккуратные следы, меняя номера, регистрируя SIM-карты на чужие паспортные данные или используя программное обеспечение для скрытия своего местоположения. Многие мошенники действуют в местах лишения свободы или в других странах. Поймать и привлечь их к ответственности может быть еще сложнее.
Однако мы не должны сдаваться и говорить, что справедливости добиться невозможно. Все полученные жалобы будут учтены правоохранительными органами в будущих делах о мошенничестве. Чем больше жертв обращаются в полицию, тем больше вероятность того, что преступники будут найдены и наказаны.
Как защитить пожилых людей от мошенничества с денежными переводами?
Многие пожилые люди становятся жертвами мошенничества с банковскими переводами. Они пользуются доверчивыми людьми, которые не знают, как работают банки и другие организации. Чтобы защитить своих близких от подозрительных звонков, запомните эти основные советы по безопасности
*Никому не сообщайте обратный код вашей карты, код SMS или данные интернет-банкинга.
*Пожалуйста, используйте для перевода денег только официальные сервисы, такие как банки, платежные системы и торговые платформы.
*Если вы получили входящий звонок с неизвестного номера, даже если вы его не знаете, пожалуйста, немедленно отклоните его и не перезванивайте.
* Звоните в банки и государственные учреждения только по официальному номеру этого учреждения.
Не переходите по подозрительным ссылкам, присланным вам звонящим.
*Если вам позвонили из банка и сообщили, что ваша карта была отклонена и т.д., положите трубку и позвоните в банк сами.
*Если вам предлагают получить какой-либо вид оплаты, не соглашайтесь сразу и постарайтесь получить информацию из других источников.
*Если вы потеряли свою карту или сообщили номер карты подозрительному лицу, немедленно остановите действие карты и попросите перевыпустить ее.
В целом, будьте осторожны, чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества.