В основе мошеннических схем лежат персональные данные, полученные с нелегальных рынков баз данных, таких как интернет-магазины, финансовые учреждения и государственные органы. В том же интервью Станислав Кузнецов говорит, что современные мошенники становятся все более изощренными в своих методах. Они обрабатывают очередную жертву в течение более длительного периода времени, соблазняя ее финансовой выгодой или предлагая ей какую-то высокооплачиваемую работу, чтобы заставить ее перевести деньги. Для этого они организуют видеоинтервью с потенциальным "работодателем". Новые технологии появляются каждый день, но и новые способы борьбы с преступниками тоже.
Виды телефонного мошенничества
Мошенничество с банковскими картами и счетами
Дебетовые карты, конечно, удобны и полезны. Но они также очень привлекательны для преступников. Схема "доверяй и воруй" довольно широко распространена. Звонки с объявлениями о продаже недвижимости в Интернете или в средствах массовой информации быстро раскусываются ворами. Владельцы получают звонки от "потенциальных покупателей", которые готовы платить только своей картой, не торгуясь.
Вас попросят назвать номер вашей карты, срок действия и CVV-код на обратной стороне карты. Вас также попросят ввести SMS-код из сообщения о банковской транзакции. Даже если у вас нет всей информации, квалифицированный хакер сможет заполнить недостающие данные. Кроме того, вместо зачисления на карточный счет, наличные перечисляются на определенный электронный кошелек, который опустошается и исчезает из сети, как только с него снимаются средства.
Звонки от "службы безопасности" вашего банка
Нередко в "Службу безопасности банка-эмитента платежной карты" обращаются по поводу подозрительных операций или потери средств из-за сбоя в работе программного обеспечения. Указанные выше данные считаются необходимыми для восстановления вашего счета и возврата ваших денег. Чтобы этого не произошло, рекомендуется установить специальные программы, замаскированные под известные службы. Однако на практике эти энергетические компании высылают мошенникам коды доступа к счетам, что полностью развязывает преступникам руки.
Звонки от "сотрудников" правоохранительных органов или государственных служб
Особенно иронично то, что полиция будет звонить вам под предлогом расследования телефонного мошенничества. Цель одна и та же: ослабить бдительность и получить необходимую информацию. На фоне пандемии активизировались мошенники, которые выдают себя за сотрудников Роспотребнадзора или пенсионных фондов и рассылают сообщения о новых социальных выплатах. Однако для их получения требуется та же информация о платежной карте.
Входящие звонки с поддельного телефонного номера
Большинство банков имеют специальные номера, которые используются только для обмена сообщениями с клиентами. Сбербанк, например, отправляет уведомления только с номеров 900 или 9000. Однако существуют специальные программы-мистификаторы, которые маскируют настоящий номер звонящего, и звонящий увидит знакомый идентификатор.
Проблема стала настолько серьезной, что 2 июля 2021 года президент России подписал поправку к Федеральному закону "О связи", позволяющую блокировать SMS и голосовые вызовы с поддельных номеров. Операторы больше не смогут изменять реальный номер телефона звонящего и должны будут подключаться к специальной службе Роскомнадзора. Закон частично вступит в силу 1 декабря 2021 года и будет полностью реализован 1 мая 2022 года. Нет сомнений, что эта мера кардинально изменит жизнь телефонных мошенников.
Мошенничество со счетами мобильных телефонов
Наиболее распространенной формой этого вида мошенничества является сообщение или звонок, в котором вам сообщают, что деньги были случайно переведены на счет мобильного телефона, и требуют, чтобы его владелец вернул деньги. Вам могут угрожать, что вы обратитесь в полицию или к оператору, чтобы звонок был заблокирован.
Сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи
Панические звонки о родственниках, попавших в беду, обычно происходят посреди ночи. Полусонным жертвам рассказывают о происшествиях, случившихся с их детьми, внуками или просто знакомыми, например, о дорожных авариях, наездах на пешеходов или сходах поездов с рельсов. Затем следует просьба о срочной помощи в виде крупного депозита на счет электронного кошелька или мобильного телефона. Этот метод очень жесток, и были зафиксированы случаи сердечных приступов при таком известии.
Сообщения о выигрыше в лотерею
Хорошие новости всегда сопровождаются спросом на перевод, чтобы покрыть технические расходы на саму лотерею. Расчет здесь основан на незнании российского законодательства, согласно которому все расходы организаторы несут сами.
Сообщения-«грабители»
Жертвы получат SMS с просьбой позвонить на мобильный номер, по которому следует сообщить важную новость (например, выигрыш в лотерею, выпуск банковской карты, получение наследства). После того как вы долго не отвечали на звонок и вас разъединили, вы понимаете, что с вашего счета была снята большая сумма денег. Мошенник использует возможность зарегистрировать услугу по телефону за определенную плату. Обычно такие услуги очень интересны, а цена всегда указывается в рекламе. Однако мошенник этого не делает и взимает большую плату за звонок на этот телефонный номер.
Мошенничество с использованием коротких номеров
В этом случае мошенник также воспользуется услугами вашего мобильного телефона. При заказе услуги абонент получает сообщение: "Вам необходимо отправить сообщение на короткий номер для активации услуги. После отправки сообщения со счета абонента будет списана сумма. Механизм тот же: короткий номер также может быть зарегистрирован как платный без уведомления абонента.
Телефонные вирусы
Жертва получает сообщение о том, что она получила сообщение в каком-то мессенджере и может получить его, нажав на ссылку. Затем они вводят в смартфон вирус и берут смартфон под полный контроль.
Оборудование для защиты от телефонных мошенников
Создается впечатление, что мошенничества с банковскими переводами не избежать. Однако службы безопасности банков активно работают против них. Например, Сбербанк разработал и внедрил систему кибербезопасности на основе искусственного интеллекта. Все телефонные звонки, касающиеся переводов и снятия средств со счета, отслеживаются на предмет наличия признаков преступной деятельности.
В базе данных банка содержится информация о нескольких мошеннических колл-центрах и 130 преступных схемах. При подозрении на мошенническую операцию на экране вашего интернет-банка появится красный баннер. К концу 2021 года ВПК планирует запустить специальную службу Antifraud для борьбы с подобной преступной деятельностью.
Как определить номер, на который мне звонят?
Существует множество онлайн-сервисов, которые могут определить если не владельца конкретного телефонного номера, то хотя бы город или страну, из которой поступил звонок. Сорок процентов таких сообщений поступает из-за рубежа, а 40 процентов - из центров содержания под стражей. В обоих случаях целесообразно звонить в проверенную службу безопасности или в колл-центр банка, а не по номеру, который вам дал грабитель.